Если окунуться в историю всерьез, можно узнать много интересного о вещах давно знакомых и привычных. Что может быть обыкновеннее для городского жителя, чем обои. Однако несколько образцов такого «обыкновения» помещены на стенды самых известных музеев мира. Да что там стенды! Есть музеи обоев! Один из них находится в Касселе (Германия). Его залы рассказывают об истории этого настенного покрытия, захватывая период с начала XVIII века и до наших дней.
А в небольшом швейцарском городке Мезьер, что находится на территории кантона Фрибур, в музей обоев превращен савойский замок XIV века. Он пережил обширную реставрацию и в 90-х годах прошлого столетия обрел свое новое предназначение. Десять его помещений украшены великолепнейшими образцами расписных обоев. Самые ценные экспонаты датируются восемнадцатым веком. Каждая комната замка обставлена в определенном стиле — есть и индийская, и арабская, и африканская. Образцы работы швейцарских, французских и английских мастеров отличаются потрясающей сохранностью. Понятно, что украшать стены расписанной бумагой люди начали не в XVIII веке. Самые ранние упоминания датируются 200 годом до нашей эры.
Первыми стали применять подобия современных обоев китайцы. Производились они из рисовой бумаги. Секрет изготовления покрытия много столетий держался в тайне, но, как и в случае с шелком, со временем он стал известен японцам, потом арабам, а затем и европейцам. И уже в начале XI века обои появились в домах богатых семейств Европы и России. Очень богатых семейств, которые могли позволить себе подобный шик. Это объяснялось сложностью и дороговизной процесса производства. И только в конце XVIII столетия, после того как представителем гильдии мастеров-обойщиков Франции Луи Робером была изобретена бумагоделательная машина, с помощью которой на рулон бумаги наносился простейший рисунок, это настенное покрытие появляется в домах буржуа и зажиточных крестьян. Собственно, с того времени из моды оно и не выходило.
Какой рисунок обоев отличается особой популярностью
Сложно судить, какими узорами были изрисованы листы рисовой бумаги, украшающей покои китайского императора тысячи лет тому назад. Однако образцы настенных бумажных и шелковых покрытий для стен, сохранившиеся до наших времен, однозначно свидетельствуют, что цветочные мотивы были в фаворе уже тогда. И в этом нет ничего странного, ведь все самое лучшее человек берет именно у природы. Кстати, обои с таким рисунком снова на пике популярности. И если в восемнадцатом веке, к примеру, мода четко диктовала, что стены должны быть оклеены изображениями пасторальных картин (трогательных сцен любви пастушков и пастушек в цветочных виньетках, в основном), то век двадцать первый не столь требователен.
Цветочные рисунки могут быть самыми разнообразными. Выбор той или иной темы зависит только от особенностей помещения и задумки дизайнера. В любом случае, флористические бумажные обои придадут комнате уюта и изящества, а, кроме того, при должном мастерстве, помогут сделать пропорции интерьера гармоничными.
Пожалуй, самыми большими любителями цветочных мотивов в декоре являются англичане. Оформить помещение в английском стиле — значит покрыть стены от пола до потолка неяркими по цвету полотнами обоев, украшенными чаще всего мелким цветочным узором. В особом фаворе розы — небольшие соцветия или букетики, но возможны и изображения полевых цветов и трав. Обязательно рисунку на стенах должен вторить какой-либо элемент интерьера: обивка диванных подушек или пуфиков, покрывало, шторы на окнах. Такой викторианский шик необычайно уютен, несколько женственен и лишён ненужной помпезности. Мелкий рисунок на стенах, расположенный обычно вертикально, распахивает пространство, визуально делая комнату больше, а потолки — выше. Изображения крупных цветов лучше смотрятся в просторных помещениях, в маленьком — узор теряется или становится излишне навязчивым. Классические интерьеры тоже тяготеют к цветочным принтам. Однако, в отличие от английского стиля, классика подразумевает более сдержанное использование узоров: в качестве вставок, ограниченных молдингами, или как компаньонов к строгим стенным панелям.
Шикарно смотрятся в классическом интерьере обои с рисунком Дамаск. Этот сирийский узор состоит из высокодекоративных симметричных растительных рисунков: листьев, веточек, бутонов цветов. Неповторимый ритм его кривых линий в свое время заворожил Европу, когда из Сирии были привезены шелк и парча, созданные мастерами Дамаска — города, который, казалось, сошел со страниц знаменитых восточных сказок. Носить одежду из этих тканей — уже было дорогим удовольствием. Большинство аристократов украшали полотнами стены приемных покоев и бальных залов, дабы открыто и гордо заявлять о своем благосостоянии окружающим. Сегодня обои с рисунком Дамаск доступны для каждого, классическая манера его изображения уже не так строга к интерьеру и не требует в партнеры резной мебели из красного дерева, персидских ковров и серебряных канделябров.
Современный дизайн чаще использует обои с флористическим принтом для деления помещения, акцентирования отдельных его зон. На первый план часто выходит не цвет, а фактура. В особом фаворе сейчас монохромные обои, когда изображения цветов выделяются перламутром, объемом или просто более темным или светлым тоном. Такие обои не добавляют дизайну излишней феминности и нежности и вполне уместны в мужской комнате или детской для мальчика. Особенно эффектны нейтральные двухцветные обои, на которых крупные изображения цветов выполняются близкими или контрастными тонами: серый с черным, бежевый с коричневым, белый с серебристым и т. п. Стены, оклеенные флористическими обоями, могут стать и главным элементом декора, и ненавязчиво поддерживать общее стилистическое решение. Эту замечательную способность, пожалуй, пока еще ни одному настенному покрытию оспорить не удалось.